На международной торговой выставке, проходившей в январе этого года в Орландо, компания Element 21 Golf представила драйвер под названием Shock. Его головка сделана из сплава скандия металла, который вот уже двадцать лет используется при создании космических челноков НАСА и российских ракет-носителей.
Впрочем, это не первый случай, когда космические технологии и гольф идут рука об руку. В 1992 году специалисты из Калифорнийского технологического университета и лаборатории по исследованию реактивных двигателей НАСА, совместно работая над материалами для космических кораблей, изобрели сплав из титана, циркония, никеля, меди и бериллия с феноменальными свойствами: он в два раза тверже титана и более устойчив к деформациям. Название сплава дало имя компании Liquidmetal Golf, которая выпустила клюшки, использовав уникальный материал для изготовления головок драйверов. В них отсутствуют характерные внутренние швы, что приводит к практически полной передаче энергии клюшки мячу. А из-за меньшей продольной вибрации древка удар становится более мягким. Клюшки, созданные на основе этого уникального сплава, взяты на вооружение самыми известными гольф-профессионалами, но их имена компания предпочитает не разглашать.
Другим технологическим прорывом стало внедрение нанотехнологии в производство головок драйверов компанией Maruman. Включив нанотрубки в состав сплава с титаном, она радикально увеличила прочность и упругость материала, что отразилось на устойчивости головки к нагрузкам и деформациям. Сейчас на рынке представлены три модели драйверов Maruman: Majesty Prestigio, Majesty Royal, Exim Nano. В наши дни результатом исследований в этой области стали такие известные клюшки, как Callaway Golf Big Bertha FT-3 Fusion Driver, Callaway Golf Big Bertha FT-5 Fusion Driver, Callaway Golf Big Bertha FT-i Fusion Driver, Mizuno MP-001, Yonex Cyberstar PowerBrid. Во всех этих драйверах задняя часть головки выполнена из прочного углеродного композиционного материала. Хотя он не является наноуглеродным титаном, его появление было бы невозможным без исследований, начатых компанией Maruman.
По словам президента и главного управляющего компании Element 21 Golf (E21) Наталии Херн, у которой, кстати, русские корни, Shock-драйвер должен стать такой же сенсацией, как выпущенный годом ранее шафт из этого же сплава. Он откроет новые возможности, подобно титану, изменившему мир гольфа 15 лет назад. Новая технология уже приносит результаты. «Играя клюшками с шафтами из скандия, я совсем по-другому чувствую соприкосновение клюшки с мячом и землей, говорит Дэвис Лав III. Вибрация и отдача от удара возвращаются обратно в головку, а не поднимаются к рукам, как было раньше. Непередаваемое ощущение! Его нельзя описать, можно только испытать».
E21`s Eagle One shaft с технологией ShockBlock по сравнению с ранее использовавшимися материалами понижает вибрацию в три раза.
Билл Дей, вице-президент и главный менеджер Element 21 Golf, считает, что добиться успеха на рынке можно, лишь предложив что-то абсолютно новое и по-настоящему уникальное, позволяющее двигаться в перспективном направлении. Именно такую свободу в исследованиях, по его мнению, дает скандий.
К слову, из сплавов на его основе американская компания Eaton Corporation начала делать биты для бейсбола и софтбола.
Представленные в Орландо новинки компании Eaton Corporation, известной под маркой Golf Pride, грипы DD2 и New Decade MultiCompound Putter, по словам главного менеджера компании Eaton`s Golf Grip Division, позволят любому любителю почувствовать себя профессионалом.
Грип DD2 из мягкой пористой и твердой, не деформирующейся резины незаменим при плохой погоде, дает возможность лучше удерживать клюшку и предотвращать поворот рукоятки в руках во время удара. Другой грип также призван обеспечить комфорт при ударе в дождливую погоду, а за счет его уменьшенного диаметра игрок может тоньше прочувствовать удар.
Не обошел технический прогресс и айроны. Их сейчас изготавливают не только из хорошо известных материалов сплава Ti-6Al-4V и нержавеющей стали 17Cr-4Ni, но и из новых: сплава Carpenter AerMet и нержавеющей стали Carpenter Custom 465. Стоит отметить, что сплав AerMet используется в самолетостроении для создания реактивных истребителей F-18 E/F.
Очевидно, что новые материалы меньше подвержены деформации, сделанные из них клюшки способны передать мячу больше энергии удара по сравнению с нынешними моделями.
Придут ли на смену старым технологиям новые космические? Будут ли новые сплавы взяты на вооружение гольф-корпорациями? Покажет время. Но тенденция появления новых, ранее неизвестных материалов с каждым годом все очевиднее. Все лучше становится игра как профессионалов, так и рядовых любителей. А основным противодействием новым технологиям станут новые, еще более сложные проекты гольф-архитекторов. И может, гольф на Луне не такая уж далекая фантазия?