По статистике, гольфист-любитель за раунд в среднем делает 14 ударов драйвером и более 40 паттером. Выдающийся теоретик патта, изобретатель и тренер с более чем 40-летним стажем The Miracle Man Гарольд Свош назвал паттинг «игрой внутри игры».
По среднестатистическому числу паттов на лунку лучший результат сегодня у Фила Микелсона 1,71. Замыкает вторую сотню мирового рейтинга Джим Ратлидж с результатом 1,88, который на 18 лунках выражается в 3 лишних ударах.
Коэффициент среднего любителя исчисляется примерно 2,35, что эквивалентно 42 паттам за раунд. А это 46 процентов ударов игрока с гандикапом 20. Если при прочих равных условиях улучшить пат всего на 10 процентов, то гандикап снизится до 16. А это, согласитесь, разница!
Однако на тренировочном поле значительно больший ажиотаж царит не на паттинг-грине, а на драйвинг-рейндже, где гольфисты пытаются конвертировать 800 евро, потраченные на новомодный драйвер, в улучшеные результаты.
Гарольд Свош обратил внимание на важность патта еще в 1960-х, когда впервые представил публике свою первую разработку паттер серии Align Range. C тех пор на мистера Своша обращают внимание профессионалы и тренеры, называя его не иначе как putting guru. Ума-разума в основанной им школе HSPSE в разное время набирались Пэдрэйг Харингтон, Дэвид Хауэлл, Томас Левет, Дарен Кларк Йен Вуснам, Константино Росса и даже Ник Фалдо. Дэвид Хауэлл провел в школе Своша 12 месяцев и кардинально изменил свой стиль патта. Но, пожалуй, самым выдающимся из выпускников HSPSE считается Харрингтон, уже который сезон не покидающий пятерку лидеров.
Годы тренерской работы с лучшими гольфистами лишь укрепили умозаключение Своша, с которого, собственно, и началась его выдающаяся карьера, точность патта зависит от двух факторов: как скоро мяч начинает поступательное вращение вперед, и насколько удается избавиться от боковых вращений. Первое гарантирует, что мяч меньше будет реагировать на шероховатости грина, а второе что мяч будет двигаться строго в направлении удара. Остальное решат глазомер игрока, хитрость гринкипера и удача. Свош сформулировал и основные принципы успешного патта.
Гарольд Свош не слишком строго относится к таким вещам, как хват, стойка, замах, и прочим популярным среди тренеров аспектам патта. Тем не менее наша биомеханика такова, что выполнение всех четырех принципов Гарольда Своша потребует от игрока и мягкого хвата, и «изолированных» кистей, и сбалансированной стойки, параллельной линии удара.
В 1996 году Гарольд Свош открыл, что концентрические канавки на бьющей поверхности паттера, заточенные под углом 20 градусов к горизонтали, увеличивают время контакта с мячом и одновременно сообщают ему столь важное вращение вперед. Последовавшие за разработкой тесты, сопровождавшиеся фотосъемкой с частотой 10 тысяч кадров в минуту, доказали, что мяч практически моментально начинает поступательное вращение после удара, превосходя все популярные модели на 60-600 процентов. В реальной жизни эти абстрактные цифры означают, что на 10-метровом патте точность возрастает в 3 раза.
Так появилась популярная сегодня марка YES!, паттеры которой находятся в бэгах более чем 200 профессионалов Тура, включая Серхио Гарсия, Дэвида Хауэла и победительницу US Open среди женщин Джеонг Джанг. Только с начала 2007 года паттеры YES! одержали 12 побед в Туре.
Принципиальная позиция YES! заключается еще и в уверенности, что хороший продукт сам найдет себе дорогу, и потому компания никогда не платит игрокам за использование ими этих паттеров. Тем не менее, согласно официальной статистике, в турнирах мужского Тура YES! неизменно оказывается 2-м или 3-м по количеству, а в LPGA продукция компании уже несколько месяцев находится на первом месте.
Секреты «игры внутри игры» разгадать непросто, однако использование принципов Гарольда Своша и созданных им паттеров YES! существенно облегчает задачу. Значит, скоро наши среднестатистические 2,35 снизятся, скажем, до 2,15, а это всего на 8 ударов меньше, чем у Микелсона. И этим можно гордиться.