Паттер — ключевая клюшка в арсенале гольфиста

Обсуждая в гольф-клубах игру с участниками процесса, я обратил внимание на то, что у гольфистов в фаворе две темы для разговоров: какой драйвер купил и как этим драйвером «сажал». Ни разу мне не пришлось услышать, что бы обсуждались паттеры. А между тем именно паттер самая используемая клюшка в беге. Не верите? Тогда обратимся к статистике…

УДАРНЫЕ ПОДСЧЕТЫ

Согласно данным GOLF CHANNEL за 2009 год 50 лучших игроков US PGA в среднем играют раунд за 68–70 ударов. При этом лучшие 50 счастливчиков, лидеров в закатывании мячей в лунки, делают за раунд 28–30 ударов, и только первые 8, в среднем, справляются менее чем 28 паттами. Если взять средние значения, то профессионалы высочайшего класса из 69 ударов 29 делают паттером, а это 42%.

Переложите эту статистику на любителей, и получится, что для крепкого игрока, в среднем играющего поле за 90 ударов (гандикап 18), количество ударов паттером составит 39. Для сравнения: тот же игрок достанет драйвер из бэга в лучшем случае 14 раз, а айронами воспользуется 37 раз, то есть в среднем лишь шесть раз каждым видом.

Таким образом, вполне очевидно, что паттер ключевая клюшка в арсенале любого игрока, от которой в огромной степени зависит конечный результат в счетной карточке. Для того чтобы оказаться в лунке, мяч должен катиться. Это очевидное, с первого взгляда, утверждение не приходит в голову многим игрокам.

ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА

Бьющая поверхность головки всегда имеет некоторый наклон (лофт), в пределах 2–6 градусов. Этот лофт необходим для обеспечения лучшего контакта с мячом, однако он же вызывает особенно заметный на длинных патах эффект скольжения мяча, когда сразу после удара мяч не катится, а скользит по поверхности грина. Этот эффект более всего сказывается на точности, поскольку скользящий мяч крайне чувствителен даже к микроскопическим препятствиям и обычная песчинка может отклонить его от направления на цель.

Первый способ борьбы с «эффектом скольжения» это правильное положение мяча. Если головка паттера расположена в середине стойки, то мяч автоматически окажется сдвинутым на величину своего диаметра вперед. При естественном маятниковом движении головка коснется мяча на восходящей части траектории, что поможет мячу начать катиться вперед, вместо того чтобы скользить.

Производители всячески стараются бороться с этим эффектом. Далее всех в этом деле продвинулась американская компания YES!Putters. Запатентованная основателем компании, гуру паттинга, работавшим с Падрайгом Хэрингтоном, Хенриком Стенссоном и многими другими выдающимися игроками, знаменитым Гарольдом Свошем, технология С-Groove, как доказывают независимые тесты, лучше всех справляется с «эффектом скольжения». Концентрические канавки специальной формы на бьющей поверхности головки обеспечивают начало поступательного качения мяча в среднем в 6 раз раньше, чем у прочих тестированных моделей.

Вторая основная причина нестабильности пата попадание по мячу не центром головки паттера. Данные тестов свидетельствуют, что отклонение от так называемого свит-спота всего на 5 мм вызывают 10% отклонение по дистанции на 8 метрах. Другими словами, мяч, катившийся прямо в лунку, остановится, не дойдя до нее без малого метр!

ИНЖЕНЕРНОЕ БУДУЩЕЕ

Борьбу за увеличение этого самого свитспота ведут производители всего мира уже не одно десятилетие. Задача эта не из простых. Ведь увеличивая пятно активного контакта, необходимо не потерять точность и чувствительность паттера, не сделать головку слишком большой или слишком тяжелой, а еще удержаться внутри установленных правилами технических регламентов.

Первым значительным шагом на этом пути стало появление паттеров типа «моллет». В отличие от традиционных «блейдов» эти паттеры имели заметно вытянутую назад головку. Самым популярным из первых «моллетов» стала, безусловно, модель Two Ball от компании Odyssey. За последние полтора десятилетия все производители, так или иначе, отметились в этой категории клюшек.

Еще одно направление, в котором активно работает конструкторская мысль, это улучшение качества контакта. Все та же компания Odyssey первой предложила размещать в центре бьющей поверхности головки некую вставку. Первые вставки Odyssey изготавливались из балаты того же материала, из которого изготавливались внешние оболочки профессиональных мячей. Позже место балаты занял эластомер. Производители также активно экспериментируют и с другими материалами, в том числе алюминием и медью. Сегодня большинство вставок двух и даже трехслойные, что позволяет одновременно добиться и хорошего контакта, и высокой точности, и отличной чувствительности паттера. Некоторые вставки обладают уникальными свойствами. Например MACGREGOR сделал вставки переменной плотности, которая увеличивается от центра к периферии и, таким образом, компенсируют проигрыш дистанции при попадании не центральной частью головки.

Несмотря на то, что все без исключения производители выпускают собственные паттеры или же в свое время приобрели специализированную компанию (как, например, Mizuno и Bettinardi или Cleveland и Never Compromise), на рынке паттеров доминирует довольно узкий круг марок.

Мониторинг клюшек в бэгах игроков PGA Tour или European Tour, проводимый агентством Sport Market Research на официальных турнирах, свидетельствует, что около 85% всех паттеров в бэгах профессионалов представлены лишь 4 марками. Пальму первенства держит с заметным отрывом Odyssey, за ним следует Scotty Cameron, а третье место регулярно делят YES! и PING. Остальные 10 более или менее узнаваемых марок имеют доли в пределах 1%–3%.

Присутствие на вершине пирамиды марки YES! тем более впечатляюще, что в отличие от трех прочих лидеров YES! не имеет контрактных игроков. Будучи крупнейшей независимой компанией, YES! тем не менее принципиально не покупает симпатии профессионалов, предоставляя игрокам возможность самостоятельно принять решение в пользу достоинств продуктов марки.
В январе в Орландо (Флорида, США) прошла очередная выставка PGA Merchandise Show, где крупнейшие мировые компании традиционно представляют свои новинки.

Добавить комментарий